Яма Нияма

Эти термины переводятся как "усилие и расслабление" или "напряжение и покой". Данная ступень включает освоение главных этических и психогигиенических правил жизни духовного искателя.



Первое правило называется ахимса — непричинение вреда. Речь идёт о стремлении, по возможности, не причинять любой вред всем живым существам в делах, словах, мыслях и эмоциях. Это включает, в том числе, и правила этически верного питания (вегетарианства), и, что не менее важно, исключение грубых эмоций, сопряжённых с дурными мыслями и часто сопровождаемых грубыми словами и поступками. Этические ошибки, включая преступления, могут быть вызваны или неведением, невежеством, непониманием устройства Мироздания и своего места и роли в нём, или же попустительством таким эмоциям, как злоба, осуждение, обида, тревога, страх и т.д., являющимся порочными проявлениями индивидуального "я".

 Вторым правилом ямы является сатья — правдивость. Об этом лаконично сказал Иисус Христос: пусть слово твоё будет: если да — то да, если нет — то нет (Мф 5:33-37). Только в том случае, если человек ведёт себя так, он может заслужить уважение и у людей, и у Бога. Но бывают случаи, когда невозможно сказать правду, ибо это причинит кому-то вред. Тогда — лучше промолчать или уклониться от ответа. Солгав же, мы становимся грешниками пред Богом и заложниками своей лжи пред людьми, ибо нам потом придётся опасаться разоблачения, жить в тревоге, а не в состоянии устойчивого и чистого покоя.



Третье правило — астея — отказ от стремления к обладанию чужими вещами. Необходимо устремиться всецельно к познанию Бога. Стремление же обладать материальными вещами, к тому же чужими, — это есть полное извращение истинной направленности сознания, сопряженное к тому же с причинением вреда другим людям.

Четвёртое правило — апариграха — свобода от ненужных (не необходимых) вещей, которые лишь отвлекают внимание от главного: от устремлённости к Слиянию с Творцом.

Пятое правило — Брахмачария, что значит "следование путём Брахмана (Святого Духа)". Это подразумевает отказ от собственных "земных" желаний (кроме элементарного обеспечения нужд тела) и перенаправление своего внимания на Бога, на поиск Его умом, а затем и развитым сознанием. Это правило подразумевает искренний отказ и от поисков земной славы и почестей, и от накопления бесполезных в мире Брахмана вещей, и от украшательства своего тела. Некоторые люди трактуют правило Брахмачарии лишь как целибат (половое воздержание). Но это — слишком узко, да и вовсе не нужно при именно духовном отношении к сексу. Напротив, целибат может приводить и к простатиту у мужчин, и к энергетическому "увяданию" женщин, и к "очерствлению" сознания у обоих полов. Да и просто он вовсе не способствует прогрессу на духовном Пути. На самом деле важен не отказ от секса, а отказ от чрезмерной увлечённости им и от сексуальных отношений с неадекватными партнёрами.


Шестое правило — шауча — соблюдение чистоты тела. Главное здесь — по возможности ежедневное мытьё всего тела с мылом тёплой или горячей водой. Это очищает кожу от отложений потовых солей, которые нарушают нормальное функционирование всего организма. К шауче также относят чистку зубов и т.п. Есть и специальные лечебные приёмы шаучи: такие, как клизмы или промывания носа и носоглотки втягиванием через нос солёной воды. Применять их постоянно оснований нет. Также и холодными обливаниями увлекаться всем не стоит. Они полезны как закаливающие и тонизирующие процедуры. Но они же будут вредны тем, кто нуждаются в обретении покоя, гармонии.

Седьмое правило — митахара — чистое питание, т.е. исключающее продукты, изготовленные из тел убитых животных. Также пища должна приниматься в благоприятной эмоционально обстановке, ни в коем случае не на фоне конфликтных разговоров, ожесточённых споров, не в присутствии злобных, раздражённых людей. Для гармонизации состояния можно перед трапезой совершать медитацию.

Восьмое правило — сантоша — постоянное поддержание положительного эмоционального фона. Если мы чувствуем присутствие Господа и свою жизнь целиком посвящаем Ему, если у нас нет собственной корысти в наших делах, если мы знаем, что за нами непрерывно наблюдает Он, ведёт нас, учит, Сам создаёт нам учебные трудности и Сам же помогает находить решения проблем, — отчего же нам не жить в постоянной радости?

Девятое правило — свадхьяна — философские размышления, беседы, чтения, способствующие полному осознанию смысла своей жизни и Пути к Совершенству. "Направь свой ум на Меня..." — так определил Аватар Кришна в Бхагавад-Гите первые шаги человека на Пути к Богу.



Десятое правило — тапас — любые самоограничения и принуждения себя ради борьбы со своими пороками. Тапас учит, в том числе, духовной дисциплине, следованию принципу "надо!" вместо "хочу!"

Одиннадцатое правило — Ишварапранитхана — ощущение пронизанности всего сущего Сознанием Творца (Ишвары), ощущение постоянного Его присутствия всюду, ощущение Его как Учителя и Свидетеля всего, делаемого мною и происходящего со мной.

И ещё четыре очень важных правила:

кшама — терпимость к тем, кто думают иначе, чем я,

дайя — милосердие, доброта,

арджава — простота, отсутствие высокомерия,

хри — смиренномудрие, отсутствие самолюбования, гордости из-за своих реальных успехов и  тщеславия — самовосхваления из-за своих мнимых достоинств.
Форма входа
Наш опрос
Как давно вы занимаетесь йогой?
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0