Ведическое знание
Веды означает «знание», и это
знание исходит непосредственно из Верховной Личности Бога. Также Веды
являются своего рода инструкцией по эксплуатации этого материального
мира. Они содержат знание о том, как наслаждаться этим миром и как,
разочаровавшись, выбраться из него. Кроме этого, в них дается самое
сокровенное знание – знание о трансцендентных имени, форме, качествах,
окружении и играх Господа.
Ведическое знание было поведано Кришной Господу Брахме в начале творения и передавалось в устной традиции по цепи ученической преемственности.
Около пяти тысяч лет назад Шрила Вьясадева, литературное воплощение Кришны, и его последователи на благо всех нас обитателей Кали-юги, структурировали и записали ведическую мудрость, сформировав таким образом три ее категории:
1) Шрути (то, что услышано) включают в себя четыре Веды: Риг, Сама, Атхарва и Яджур, а также Упанишады, из которых 108 являются главными;
2) Смрити (то, что запомнено) включают в себя четыре раздела писаний: а) 18 главных Пуран; б) Итихасы, охватывающие Махабхарату и Рамаяну; в) шесть веданг – вспомогательных разделов Ведического знания: шикша (наука произношения), калпа (процесс проведения жертвоприношений), вякарана (правила грамматики), нирукта (значения трудных слов, используемых в Ведах и их производные), джйотиша (астрономия и астрология), чанды (Ведические размеры) и самскары (очистительные обряды); г) Панчаратры, описывающие ритуалы и практические аспекты поклонения;
3) Ньяя (ведическая логика) включает в себя Веданта-сутру и комментарии к ней.
Эти три категории ведических произведений различны по форме и освещаемым в них темах, но объединены сиддхантой — главной темой:
кришнас ту бхагаван сваям: «Кришна – Верховная Личность Бога»
Ведическое знание было поведано Кришной Господу Брахме в начале творения и передавалось в устной традиции по цепи ученической преемственности.
Около пяти тысяч лет назад Шрила Вьясадева, литературное воплощение Кришны, и его последователи на благо всех нас обитателей Кали-юги, структурировали и записали ведическую мудрость, сформировав таким образом три ее категории:
1) Шрути (то, что услышано) включают в себя четыре Веды: Риг, Сама, Атхарва и Яджур, а также Упанишады, из которых 108 являются главными;
2) Смрити (то, что запомнено) включают в себя четыре раздела писаний: а) 18 главных Пуран; б) Итихасы, охватывающие Махабхарату и Рамаяну; в) шесть веданг – вспомогательных разделов Ведического знания: шикша (наука произношения), калпа (процесс проведения жертвоприношений), вякарана (правила грамматики), нирукта (значения трудных слов, используемых в Ведах и их производные), джйотиша (астрономия и астрология), чанды (Ведические размеры) и самскары (очистительные обряды); г) Панчаратры, описывающие ритуалы и практические аспекты поклонения;
3) Ньяя (ведическая логика) включает в себя Веданта-сутру и комментарии к ней.
Эти три категории ведических произведений различны по форме и освещаемым в них темах, но объединены сиддхантой — главной темой:
кришнас ту бхагаван сваям: «Кришна – Верховная Личность Бога»
Сжатый анализ Ведической литературы, данный Шрилой Дживой Госвами в его Таттва-сандарбхе:
1.Так как человек обладает недостатками четырех видов, то методы познания, такие как восприятие и логический вывод, несовершенны и не способны дать знание о духовной реальности.
2. Единственным надежным источником знания являются Веды, которые содержат и материальное, и духовное знание.
3. Изучение Вед связано со многими трудностями, среди которых можно выделить:
-В настоящее время доступно менее 6% самих Вед;
-Веды написаны на санскрите, который требует многих лет изучения. Даже если изучить его, таинственный смысл Ведических стихов делает невозможным их понимание без духовного учителя;
-Перед изучением Вед нужно выучить их шесть вспомогательных разделов — веданги, которые обширны и требуют серьезного изучения;
-В Кали-югу плохая память затрудняет изучение даже той малой доступной части Вед.
4. Можно было бы изучить Веданту — заключение Ведических произведений, но разные мыслители различно ее толкуют.
-Веды написаны на санскрите, который требует многих лет изучения. Даже если изучить его, таинственный смысл Ведических стихов делает невозможным их понимание без духовного учителя;
-Перед изучением Вед нужно выучить их шесть вспомогательных разделов — веданги, которые обширны и требуют серьезного изучения;
-В Кали-югу плохая память затрудняет изучение даже той малой доступной части Вед.
4. Можно было бы изучить Веданту — заключение Ведических произведений, но разные мыслители различно ее толкуют.
5. Поэтому лучше изучать то, что происходит из того же источника и, следовательно, свободно от четырех недостатков, рассказано в форме историй и не требует строго произношения.
Это Пураны, которые предназначены специально в помощь постижению таинственного смысла Вед. Так как Пураны и Итихасы происходят из Абсолютной Истины, они полны и не требуют дополнительных источников.
6. Пураны и Итихасы составляют Пятую Веду. Изначально была всего одна Веда – Яджур-веда. Затем Вьясадева выделил из нее четыре Веды. После этого остался еще миллиард стихов, которые составляли изначальную Пурану, и которая до сих пор доступна на высших планетах. Из сострадания к обитателям Кали-юги, Вьясадева извлек из нее пятьсот тысяч стихов, из которых четыреста тысяч он разделил на восемнадцать Пуран, а оставшиеся стихи образовали Итихасу под названием Махабхарата.
7. Изучение Итихас и Пуран – это привилегия, потому что, изучая их, можно и вовсе обойтись без изучения самих Вед.
8. Пураны подразделяются на три категории, по шесть в каждой в соответствии с гунами природы.
9. Из них Бхагавата-пурана является чистейшей, поэтому можно все понять, просто изучая Шримад Бхагаватам.