Бхакти-йога — любовь-преданность к Богу
Бхакти-йога — совокупность методов формирования в себе эмоциональной любви к Творцу, включающая формы поклонения Ему. Надо понимать, что реализация задач бхакти-йоги невозможна без, во-первых, развития в себе органа эмоциональной любви — духовного сердца; во-вторых, чтобы оказаться способными полюбить Творца, надо сначала научиться любить Его Творение. Принцип бхакти — любви-преданности по отношению к Творцу — был впервые провозглашён Аватаром Кришной через Бхагавад-Гиту.
Кришна, в частности, говорил:
11:54. ... Лишь Любви дано созерцать Меня в Моей сокровенной Сути и слиться со Мной.
9:27. Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ни совершал... — делай всё это ради Меня!
12:14. ... Стремящийся к единению со Мной, постигающий с решительностью Атман, посвятивший Мне разум и сознание — тот любящий Меня ученик дорог Мне.
12:20. ... Все..., для которых Я — Высочайшая Цель, — ... дороги Мне превыше всего!
Каждому из тех, кто уже продвинулись по духовному Пути, понятно, что без любви, без влюблённости в Творца — невозможно достижение Высшей Цели: прямого познания Бога в аспекте Творца и Слияния с Ним. Ведь именно эмоции любви сближают и объединяют сознания — как «обычных» людей, так и тех Совершенных, Которые уже пребывают в Обители Творца. Поэтому одна из задач каждого духовного искателя состоит в том, чтобы развить в себе ту любовь-влечение к Творцу, которая притянет его или её в Объятья Главного Любимого, заставив отбросить все привязанности, все свои пороки, — чтобы остались только Он и преданное служение Ему. Так достигается исчезновение себя — в Творце. Потом такой Совершенный действует уже из Творца, помогая тем, кто пока ещё не достигли Высший Цели. Все Достигшие полноты Совершенства являются именно Бхактами Творца. Обратим также внимание на то, сколь большое значение развитию в себе подобных эмоций придавал Иисус Христос. Возьмём хотя бы такие заповеди Нового Завета:
«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга!» (Ин 13:34).
«Более... всего, имейте усердную любовь друг к другу…» (1 Петра 4:8).
«Будем любить друг друга, потому что любовь — от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит — тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (1 Ин 4:7-8).
«Мы должны любить друг друга!... Если мы любим друг друга — то Бог в нас пребывает, и Любовь Его совершенная есть в нас» (1 Ин 4:11-12).
«Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог — в нём» (1 Ин 4:16).
«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме... любви» (Рим 13:8).
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» (Мф 5:44).
«... Если вы любите любящих вас — какая вам награда?» (Мф 5:46).
«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего — тот ещё во тьме» (1 Ин 2:9).
«Любовь да будет непритворна! Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру!
Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью!...» (Рим 12:9-10).
Приёмы развития в себе эмоций любви:
Существуют разработанные именно в религиозных объединениях приёмы развития эмоций любви, направленной непосредственно к Богу. Это — например, разработанные в католицизме схемы благодарения Иисуса за подвиг Его земной жизни, сострадания Ему в связи с Его мученической смертью на кресте. Или — некоторые православные песнопения. Или — медитации, направленные на развитие экзальтированной любви к Богу, практикуемые в некоторых протестантских церквах. Или — бхаджаны: то есть, краткие и многократно повторяемые в песнопениях медитативные формулы, цель которых — запечатлеть в сознаниях участников состояния почтения, благодарности к Богу, также — стремление избавиться от пороков, развить в себе позитивные качества. Среди бхаджанов можно выделить предложенную Божественным Чайтанией махамантру, прославляющую Создателя Учения бхакти-йоги — Кришну. Она такова:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна, Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Смысл её таков: «О, Всевышний Господь Кришна, О, Всерадующий Господь Рама, наконец, я (душа) проснулась и хочу служить Тебе»
Прекрасные бхаджаны также лично исполняет Сатья Саи Баба. Кроме этого, очень важно, что существует возможность радикально ускорить обретение рассматриваемых качеств через прямое стимулирование развития в себе органа эмоциональной любви — духовного сердца. Это делается специальными эзотерическими приёмами.
Одним из них является «Иисусова молитва» — попытка призвать Иисуса в своё духовное сердце: «Иисусе! Иисусе! Иисусе!…» Так можно пригласить Иисуса войти сзади в собственную чакру анахату. Дальше (с помощью приёмов раджа- и буддхи-йоги) духовный подвижник может растить себя в качестве духовного сердца — всё более и более утончаемого — чтобы оказаться способным напрямую воспринимать Бога.