Главная » 2012 Октябрь 17 » РУСЬ И КРИШНА
15:31 РУСЬ И КРИШНА | |
РУСЬ И КРИШНАМногие всерьез полагают, что первые индуистские храмы появились в России лишь после перестройки, а с Бхагавад гитой и Кришной россиян познакомили молодые люди в индийских одеждах. Но это далеко не так. В действительности, о Кришне россияне узнали куда раньше — лет 350 назад! Причем благодаря самим индийцам, а не Афанасию Никитину, о котором стало известно лишь в начале XIX в., когда Николай Карамзин случайно наткнулся на упоминание о тверитянине в рукописях Троице-Сергиевого монастыря. Пересмотреть устоявшиеся взгляды на историю русско-индийских отношений помогают недавно расшифрованные нами гравюры и рисунки популярного в конце XVIII - нач. XIX вв. "художника-видописца" Емельяна Корнеева, обнаруженные в российских архивах. Надо сказать, что профессия видописца в те времена считалась очень редкой и почетной. Не было ни фото, ни видео, и единственным способом запечатлеть важные события или образы выдающихся людей был моментальный рисунок. От видописца требовалось обладать не только художницким талантом и "орлиным" глазом, но также хорошей эрудицией. В числе многочисленных работ Корнеева особое место занимают две, сделанные им в 1809 г. Они убедительно подтверждают исторический факт длительного существования индуистского храма в Астрахани. На рисунках изображено арати (классическое индуистское богослужение). Кстати, есть своеобразное доказательство подлинности этих сюжетов Корнеева - схожий рисунок, сделанный чуть раньше художником Гейслером, который путешествовал по стране с известным академиком Петром Палласом (1741-1811). Согласно так называемой Ключаревской летописи (нач. XIX в.), первые индийские купцы пришли в Астрахань в 1615-1616 гг. В 1649 г. местные власти обустроили там "индийский двор" с деревянными избами для жилья, лавками и складами. А в 1673 г. подворье было заново отстроено из камня и в таком виде простояло до 1842 г. Появление индийцев на Руси объясняется отнюдь не только поиском перспективного рынка сбыта. Во времена деспотичных правителей из династии Великих Моголов индусы подвергались в Индии всяческим гонениям, в том числе, по религиозным мотивам. И уже точно зная, что на лежащих за Персией землях крепнет могущественная держава, способная оказать покровительство и заинтересованная в дружбе с негоциантами, состоятельные индийцы двинулись на Русь. В тогдашнем русском государстве, особенно при Петре I, гостям из сказочной страны жилось куда легче, чем в самой Индии. "Держать к ним ласку и привет добрый и оберегать, чтобы им ни от кого обид не было", - указывал властям Петр. Индийцам снижали пошлины, предоставляли ссуды из царской казны, а главное - никто не мог вмешиваться в их частную жизнь, в первую очередь, в духовную. Астраханские гравюры Емельяна Корнеева значат для нас больше, чем просто подтверждение исторического факта. Это одновременно еще и свидетельство давнего интереса россиян к духовной культуре Индии. Есть и другое значение "поправки Корнеева". Очевидно, что в России свобода вероисповедания была возведена в ранг государственной политики еще за 70 лет до знаменитой Первой поправки к Конституции США, а ведь с этой поправки до сих пор принято исчислять историю законодательного закрепления веротерпимости. Ведическое богослужение на Руси XVII век гравюра Емельяна Корнеева, изображающая арати. | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Архив записей
Наш опрос