Главная » 2012 Сентябрь 25 » Пурушартхи: четыре цели человеческой жизни
17:41 Пурушартхи: четыре цели человеческой жизни | |
Пурушартхи: четыре цели человеческой жизни Ведическая Традиция учит нас, как вести жизнь одновременно успешную и приятную. Для тех, кто ищет чувственных наслаждений, но не хочет порабощаться ими, шрути и смрити рекомендуют стремится к достижению четырех целей, четыре пурушартх: дхармы (благочестия); артхи (экономического развития); камы (чувственных наслаждений); и мокши (освобождения из круговорота рождений и смертей) (Бхаг. 8.16.5). Мокша представляет конечную цель этого пути, называющегося ваидика-дхарма, тогда как дхарма, артха, и кама - всего лишь долгая подготовка перед обретением мокши. Дхарма (благочестие или праведность) влечет за собой артху (экономическое процветание). Обретя артху, живое существо принимается за каму (наслаждения), и когда оно пресыщается такими пустыми удовольствиями и развлечениями, оно начинает стремиться к мокше, освобождению. Все ведические религиозные школы рекомендуют нам достичь этого освобождения, прибегнув к изучению писаний и логике. Это освобождение представляет собой конечную цель, поскольку оно кладет конец всем материальным страданиям. Человеческая форма жизнь - это шанс либо возвыситься (сваргапаварга), либо деградировать (тирашча пунар асья ча). Она предоставляет нам возможность обрести знание, которое освободит нас от процесса перерождения, позволяя нам восстановиться в своем изначальном духовном положении. Это и называется освобождением. Однако эта система, обеспечивающая духовное развитие человеческого общества, основывается на варнашрама-дхарме, и может быть эффективной лишь при наличии варнашрама-дхармы. Варнашрама-дхарма, или санатана-дхарма, - это ведическая социальная система, в которой общество подразделяется на четыре варны (четыре сословия, в соответствии с естественными функциями его членов) и четыре ашрама (в данном случае имеются ввиду стадии духовной жизни). Ниже перечисляются естественные социальные сословия общества (варны): * брахманы (священнослужители, учителя) * кшатрии (военные, администраторы, дворяне) * вайшьи (торговое сословие, зажиточные люди, фермеры) * шудры (рабочие, художники, врачи, за исключением докторов, причисляющихся к брахманам). Четыре же стадии духовной жизни (ашрамы) таковы: * брахмачарья (жизнь целомудренного ученика, находящегося под присмотром опытного духовного учителя) * грихастха-ашрама (общественная жизнь в семье в соответствии с предписаниями шастр) * ванапрастха (отход от активной жизни; в это время человек странствует по святым местам, чтобы развить отречение от семьи и общества, и подготовиться к принятию отречения от мира, санньясы) * санньяса (жизнь подвижника, полностью отрекшегося от общественной и семейной жизни). Людям надлежит следовать тридцати основным принципам, без которых, по ведической традиции, они не имеют права называться людьми. Систему варнашрамы можно ввести только там, где люди обладают этими качествами. Вот они: правдивость, милосердие, аскетичность, омовение дважды в день, терпение, умение отличать дурное от хорошего, владение умом, владение чувствами, ненасилие, целомудрие, щедрость, изучение священных писаний, простота, удовлетворенность, служение святым людям, постепенное отречение от излишней запутанности в материальной деятельности, понимание тщетности бессмысленной деятельности человеческого общества, воздержание от бесполезных разговоров, принятие во внимание положения души и тела, беспристрастная раздача пищи всем живым существам, отношение ко всем душам как неотъемлемым частицам Всевышнего, слушание повествований о деяниях Верховной Личности Бога и наставлений, данных Им, прославление этих деяний и наставлений, постоянное памятование этих деяний и наставлений, стремление выполнять служение, поклоняться, предлагать поклоны Господу, стать Его слугой, другом и отдать Ему самого себя. (Бхаг.7.11.8-12) - Према Раса прабху - Сандипани Муни прабху | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
Архив записей
Наш опрос