Главная » 2012 Сентябрь 25 » Дхарма-шастры, артха-шастры, кама-шастры
17:27 Дхарма-шастры, артха-шастры, кама-шастры | |
Дхарма-шастры, артха-шастры, кама-шастрыВся полнота и мудрость ведического знания заключена в многочисленных книгах и трактатах, именуемых шастрами. Шастры были записаны около 5 тысяч лет назад и сегодня большая часть из них переведена с санскрита и доступна современному читателю. Эти древнейшие знания разделяют по направлениям жизнедеятельности человека и круг охватываемых направлений по истине поражает. В этой статье мы рассмотрим три их основных вида, с более же обширной и полной классификацией можно познакомиться в статье Шастры.
Дхарма-шастры
Дхарма-шастры (например Ману-самхита) представляют из себя своды законов и нормы поведения. Несмотря на то, что обычно их считают просто сводом законов, в них, как и в грихья-сутрах и Пуранах, рассматривается наука дхармы. Дхарма-шастры содержат принципы общественной жизни, поддерживающие и гарантирующие гармонию, как обществу, так и индивидууму. Назначение дхарма-шастр в том, чтобы предоставить живому существу возможность, совершая обряды и следуя предписаниям, обрести материальное и духовное преуспевание. В них поясняется, что значит совершать благовидные поступки (пунья-карма): делать добро другим, раздавать милостыню, выказывать гостеприимство, устраивать празднества по случаю различных самскар. И наоборот, если мы не следуем этим предписаниям шастр, то наша деятельность греховна (папа), и вместо пунья-кармы мы заняты в папа-карме. В любом случае, если наша деятельность носит материальный характер, она всегда будет вести к трем видам страданий, а именно: адхьятмика (страдания, проистекающие из тела и ума), адхидайвика (страдания, вызванные стихийными бедствиями) и адхибаутика (страдания, связанные с неурядицами в обществе, общине, нации, или причиняемые другими живыми существами). Хотя Ману-самхита и является известным сводом законов, существуют и другие дхарма-шастры, заслуживающие нашего внимания, поскольку они в большей степени применимы в нашу эпоху. Это Парашара-самхита и Вишну-самхита. В самой первой главе Парашара-самхиты объясняется, что с течением времени, от Сатья-юги к Кали-юге, предписанные обязанности и действующие правила меняются. Эти изменения происходят с приходом каждой новой юги. В соответствии с Парашара-самхитой, свод законов Ману, Ману-смрити, был в силе в Сатья-югу; в Трета-югу действовали законы Гаутамы, в Двапара - Манкхи и Ликхиты. Что же до Кали-юги, то в эту эпоху нужно следовать своду законов Парашары (П.С. 1.17-23). Разумеется, это не означает, что теперь мы должны пренебрежительно относиться к Ману-самхите; здесь речь идет лишь об особых случаях. Дхарма-шастры, как и другие ведические тексты в деталях описывают правильные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, а также идеальный брак и обязанности супругов. Столь подробное развитие этой темы дает нам понять, сколь серьезно рассматривается в писаниях институт брака. Артха-шастры Артха-шастры - это тексты, в основном говорящие о политических методах. Они также известны как раджа-дхарма (обязанности царей). Трактат Чанакья Пандита, называющийся Артха-шастрой Каутильи (Чанакья Пандит писал эту свою работу под именем Каутилья), практически единственная артха-шастра, дошедшая до наших дней. В ней Каутилья обсуждает экономическое развитие, обязанности царей, качества министров, структуру городов и деревень, сбор налогов, проведение в жизнь законов, обучение шпионов, войну и мир, защиту граждан, и так далее. Самым крупным литературным трудом из этой области является Дханур-Веда. К сожалению, в настоящее время полный текст этой шастры недоступен. Многие священные рукописи были уничтожены монгольскими завоевателями, сжигавшими крупные библиотеки Индии. Социальные отношения также описаны в Махабхарате. Кама-шастры Кама-шастра переводится как "учение о наслаждениях". Подобные писания нацелены на урегулирование наслаждений в супружеских отношениях, постоянно напоминая семейной паре об их обязанностях и о поиске наслаждений в духовной сфере. В них также обсуждаются живопись, некоторые науки (видья) и знание искусств, известное как кала. Существуют 64 калы, к ним относятся искусство танца, пения, театральное искусство, музыка, архитектура, гимнастика, искусство всевозможных эротических поз, гигиена, скульптура, искусство макияжа, поэзия, устройство праздника и т.д. Также там рассказано обо всем, что необходимо для зачатия благочестивого потомства: какой нужно выбрать дом и как украсить его, о том, какие одежды должны быть на жене и какими ей нужно пользоваться духами, притираниями и т. д., чтобы понравиться мужу. | |
|
Всего комментариев: 2 | |
| |
Архив записей
Наш опрос