Правритти-марга и нивритти-марга – две ветви вайдика-дхармы
Как
мы знаем, вайдика-дхарма (ведийская религия) предусматривает четыре
пурушартхи – цели человеческой жизни, вот они: дхарма (благочестие),
артха (экономическое процветание), кама (чувственные наслаждения) и
мокша (освобождение из круговорота рождения и смертей). В Ведах
предначертано два пути: один для правритт, тех, кто ищет материальных
наслаждений (правритти-марга), а другой для нивритт, ищущих освобождения
из материального рабства (нивритти-марга). Шастры призывают правритт
действовать так, чтобы постепенно подойти к пути, ведущему к
освобождению. Тем, кто имеет пристрастие к употреблению алкоголя и
мясной пищи, Веды разрешают употреблять спиртное, есть мясо и жениться,
делая все это в соответствии с предписанными ритуалами. Такого рода
указания предназначены, возможно, для большинства людей, однако, не для
всех. И поскольку эти предписания являются частью учения шастры, их
нельзя отнести к адхарме, также как и считать, что правритты, для
которых они предназначены, следуя им занимаются адхармой. Тот, кто
наслаждается в соответствии с предписаниями шасты, не навлекает на себя
дурной кармы. Тем не менее, по сути своей такие действия противоречат
дхарме, и потому никогда не должны поощряться. Назначение подобных
предписаний шастр не в поощрении чувственных наслаждений, а в том, чтобы
упорядочить их, так, чтобы те, кто занят ими, смогли автоматически
исправиться, постепенно возвращаясь на путь дхармы. Сам Чарака в своем
трактате по медицине упоминает два этих пути: «Корнем мира и всех его
бедствий является праврити, конец которому кладет нивритти. Правритти -
это сплошные горести, тогда как нивритти - путь счастья».
Правритти-марга: Первая Ветвь
Первая
ветвь ваидика-дхармы охватывает только дхарму, артху и каму. Главным
образом правритти марг предназначен для улучшения физических,
психических и общественных условий. Следуя по этому пути можно достичь
райских планет материальной вселенной и наслаждаться там обильными, но
быстротечными чувственными удовольствиями. Для того чтобы по своему
выбору попасть на определенную райскую планету, нужно поклоняться
полубогам, являющимся ее законными правителями, следуя принципам,
установленным правритти-маргой. Дхарма Сперва, следуя
всевозможным правилам и ограничениям, человек должен стать праведным, а
потом уже зарабатывать деньги для того, чтобы обеспечить нужды своей
семьи и наслаждать свои чувства. Одной из основных потребностей
материального тела является потребность в половых отношениях. Любое
усилие к наслаждению требует затраты энергии. Поэтому, чтобы не
растрачивать сексуальную энергию впустую или на деятельность, приводящую
к нарушению гармонии, нам необходимо упорядочить свою половую жизнь в
рамках освещенного брака, или виваха-самскарой, и существующих в нем
правил и ограничений. Артха Что же касается экономического
развития, то ответственность за него в основном лежит на кшатриях,
вайшьях, шудрах и грихастхах. Забота об экономическом преуспевании - это
обязанность грихастх. Брахманы-грихастхи должны довольствоваться
простой жизнью в соответствии с принципами адхьяяны, адхьяпаны, яджаны и
йаджаны, другими словами, они должны стать сведущими учеными, должны
учиться поклонению Верховному Господу, и учить других такому поклонению.
Брахмана должен заниматься всем этим не ожидая никакой платы или
вознаграждения, хотя ему и не запрещается принимать пожертвования от
тех, кого он обучает тому, как подобает жить человеку. Кшатриям же
надлежит править землями, поделенными между вайшьями, которые должны
возделывать их, а также заботиться о коровах и заниматься торговлей. А
шудры могут работать ткачами, кузнецами, ювелирами и т.п., или
выращивать хлеб и зерно. Нивритти-марга: Вторая Ветвь
Мокша Мокша
(освобождение из круговорота рождений и смертей) представляет вторую
ветвь ваидика-дхармы, называющуюся нивритти-маргой. Она воплощает в себе
главную цель жизни, являющуюся результатом трех предыдущих стадий:
дхармы, артхи и камы.
|