Главная » 2012 » Сентябрь » 25 » Правритти-марга и нивритти-марга – две ветви вайдика-дхармы
17:33
Правритти-марга и нивритти-марга – две ветви вайдика-дхармы

Правритти-марга и нивритти-марга – две ветви вайдика-дхармы

Как мы знаем, вайдика-дхарма (ведийская религия) предусматривает четыре пурушартхи – цели человеческой жизни, вот они: дхарма (благочестие), артха (экономическое процветание), кама (чувственные наслаждения) и мокша (освобождение из круговорота рождения и смертей).
В Ведах предначертано два пути: один для правритт, тех, кто ищет материальных наслаждений (правритти-марга), а другой для нивритт, ищущих освобождения из материального рабства (нивритти-марга). Шастры призывают правритт действовать так, чтобы постепенно подойти к пути, ведущему к освобождению. Тем, кто имеет пристрастие к употреблению алкоголя и мясной пищи, Веды разрешают употреблять спиртное, есть мясо и жениться, делая все это в соответствии с предписанными ритуалами. Такого рода указания предназначены, возможно, для большинства людей, однако, не для всех. И поскольку эти предписания являются частью учения шастры, их нельзя отнести к адхарме, также как и считать, что правритты, для которых они предназначены, следуя им занимаются адхармой. Тот, кто наслаждается в соответствии с предписаниями шасты, не навлекает на себя дурной кармы. Тем не менее, по сути своей такие действия противоречат дхарме, и потому никогда не должны поощряться. Назначение подобных предписаний шастр не в поощрении чувственных наслаждений, а в том, чтобы упорядочить их, так, чтобы те, кто занят ими, смогли автоматически исправиться, постепенно возвращаясь на путь дхармы. Сам Чарака в своем трактате по медицине упоминает два этих пути: «Корнем мира и всех его бедствий является праврити, конец которому кладет нивритти. Правритти - это сплошные горести, тогда как нивритти - путь счастья».

Правритти-марга: Первая Ветвь

Первая ветвь ваидика-дхармы охватывает только дхарму, артху и каму. Главным образом правритти марг предназначен для улучшения физических, психических и общественных условий. Следуя по этому пути можно достичь райских планет материальной вселенной и наслаждаться там обильными, но быстротечными чувственными удовольствиями. Для того чтобы по своему выбору попасть на определенную райскую планету, нужно поклоняться полубогам, являющимся ее законными правителями, следуя принципам, установленным правритти-маргой.

Дхарма
Сперва, следуя всевозможным правилам и ограничениям, человек должен стать праведным, а потом уже зарабатывать деньги для того, чтобы обеспечить нужды своей семьи и наслаждать свои чувства. Одной из основных потребностей материального тела является потребность в половых отношениях. Любое усилие к наслаждению требует затраты энергии. Поэтому, чтобы не растрачивать сексуальную энергию впустую или на деятельность, приводящую к нарушению гармонии, нам необходимо упорядочить свою половую жизнь в рамках освещенного брака, или виваха-самскарой, и существующих в нем правил и ограничений.

Артха
Что же касается экономического развития, то ответственность за него в основном лежит на кшатриях, вайшьях, шудрах и грихастхах. Забота об экономическом преуспевании - это обязанность грихастх. Брахманы-грихастхи должны довольствоваться простой жизнью в соответствии с принципами адхьяяны, адхьяпаны, яджаны и йаджаны, другими словами, они должны стать сведущими учеными, должны учиться поклонению Верховному Господу, и учить других такому поклонению. Брахмана должен заниматься всем этим не ожидая никакой платы или вознаграждения, хотя ему и не запрещается принимать пожертвования от тех, кого он обучает тому, как подобает жить человеку. Кшатриям же надлежит править землями, поделенными между вайшьями, которые должны возделывать их, а также заботиться о коровах и заниматься торговлей. А шудры могут работать ткачами, кузнецами, ювелирами и т.п., или выращивать хлеб и зерно.

Нивритти-марга: Вторая Ветвь


Мокша
Мокша (освобождение из круговорота рождений и смертей) представляет вторую ветвь ваидика-дхармы, называющуюся нивритти-маргой. Она воплощает в себе главную цель жизни, являющуюся результатом трех предыдущих стадий: дхармы, артхи и камы.

Просмотров: 2484 | Добавил: Mike | Теги: шастры, Веды, артха, мокша, Правритти-марга, нивритти-марга, дхарма | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Наш опрос
Как давно вы занимаетесь йогой?
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0